Обзор
типичных нарушений, выявленных Главным управлением Минюста России по Москве при
осуществлении государственной регистрации уставов муниципальных образований и
муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы внутригородских
муниципальных образований
города Москвы в 2016 году
В соответствии с
подпунктом 23 пункта 6 Положения о Главном управлении Министерства юстиции
Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации,
утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014
№ 25 «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции
Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня
главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам
Российской Федерации», в компетенцию
Главного управления Министерства
юстиции Российской Федерации по Москве входит осуществление в установленном
порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований,
расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и муниципальных
правовых актов о внесении изменений в эти уставы.
Процедура государственной регистрации уставов муниципальных образований,
муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы
муниципальных образований регламентируется следующими нормативными правовыми
актами:
- Федеральным законом от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной
регистрации уставов муниципальных образований»;
- Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 24.08.2005 № 139
«Об утверждении Положения о порядке ведения государственного реестра уставов
муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включенных в
него»;
- приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31.05.2012 № 88
«Об утверждении Методических рекомендаций по проведению государственной
регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о
внесении изменений в уставы муниципальных образований»;
- иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 6 статьи 44 Федерального
закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) и
частью 7 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной
регистрации уставов муниципальных образований» (далее - Федеральный закон № 97-ФЗ),
основаниями для отказа в государственной регистрации муниципального
правового акта о внесении изменений и дополнений являются:
- противоречие устава, муниципального правового акта о внесении
изменений в устав Конституции Российской Федерации, федеральным законам,
принимаемым соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов
Российской Федерации;
- нарушение установленного Федеральным законом № 131-Ф3 порядка принятия
устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав;
- наличие в уставе, муниципальном правовом акте о внесении изменений в
устав коррупциогенных факторов.
Анализ практики государственной регистрации муниципальных правовых актов
о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований выявил типичные
нарушения действующего законодательства, послужившие основаниями для
отказа в государственной регистрации указанных муниципальных актов:
- нарушение порядка принятия муниципального
правового акта о внесении изменений в Устав муниципального
образования;
- несоответствие перечня вопросов местного значения,
закрепленного в Уставах, перечню вопросов местного значения, установленному
статьей 8 Закона города Москвы от 06.11.2002 № 56 «Об организации местного самоуправления
в городе Москве».
Типичными нарушениями
установленного порядка принятия муниципальных правовых актов о внесении
изменений в уставы являются:
- в нарушение требований части 4 статьи 44 Федерального закона № 131-Ф3
проект муниципального правового акта о внесении изменений в устав опубликовывается менее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о
внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, также
отсутствует одновременное
опубликование порядка учета предложений по проекту муниципального
правового акта и порядка участия граждан в его обсуждении;
- несоблюдение требований части 5 статьи 44 Федерального закона № 131-Ф3
о кворуме при принятии муниципального правового акта.
Также, в муниципальных актах о внесении изменений в уставы,
представляемых на государственную регистрацию, выявлено нарушение правил юридической техники:
- имеет место дублирование некоторых положений, нелогичная нумерация
статей устава, ссылка на несуществующие положения устава;
- допускаются лингвистические, пунктуационные ошибки;
- в ряде случаев не согласованны окончания, отсутствуют логичность и
последовательность изложения положений, закрепленных в уставе, муниципальном
правовом акте.
Помимо этого, допускаются следующие нарушения федерального
законодательства:
- несоблюдение требований части 1 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ,
согласно которым Устав, муниципальный правовой акт муниципального образования
направляется главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение
15 дней со дня его принятия;
- в нарушение пункта 1 части 4 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ, не
предоставляется на государственную регистрацию новая редакция положений устава
муниципального образования с внесенными в них изменениями;
- не соблюдается установленный статьей 5 Федерального закона № 97-ФЗ 10-дневный
срок направления сведений об официальном опубликовании (обнародовании)
муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав
муниципального образования после государственной регистрации.
Обращаем внимание на перечень документов, представляемый для
государственной регистрации устава муниципального образования и муниципального
правового акта о внесении изменений в устав.
В соответствии с Федеральным законом № 97-ФЗ,
Федеральным законом № 131-ФЗ и приказом Министерства юстиции Российской
Федерации от 31.05.2012 № 88 «Об утверждении Методических рекомендаций по
проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований,
муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных
образований» для государственной регистрации устава
муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня
принятия устава муниципального образования в двух экземплярах, а также на диске формата CD-R либо флэш-накопителе необходимо представить:
1.
заявление главы
муниципального образования о регистрации устава муниципального образования;
2.
решение
представительного органа муниципального образования о принятии устава;
3.
устав
муниципального образования с пронумерованными и прошитыми страницами,
скрепленными печатью представительного органа муниципального образования,
заверенными подписью главы муниципального образования;
4.
выписку из
протокола заседания представительного органа муниципального образования о
принятии устава;
5.
протокол
публичных слушаний по проекту устава муниципального образования;
6.
сведения об
источниках и о датах официального опубликования проекта устава муниципального
образования;
7.
сведения об
опубликовании решения о проведении публичных слушаний по проекту устава, с
указанием даты, места и времени их проведения с одновременным опубликованием
установленного представительным органом муниципального образования порядка
учета предложений по проекту устава, а также порядка участия граждан в его
обсуждении;
8.
сведения об
источниках и о датах официального опубликования результатов публичных слушаний
по проекту устава муниципального образования.
В случае направления для государственной регистрации
муниципального правового акта о внесении изменений в устав
муниципального образования в течение 15 дней со дня принятия муниципального правового акта в двух экземплярах,
а также на диске формата CD-R либо
флэш-накопителе необходимо представить:
1.
заявление главы
муниципального образования о регистрации муниципального правового акта о
внесении изменений в устав;
2.
оригинал устава
муниципального образования, в который вносятся изменения;
3.
решение
представительного органа муниципального образования о внесении изменений в
устав;
4.
новую редакцию
положений устава муниципального образования с внесенными в них изменениями;
5.
сведения об
источниках и о датах официального опубликования проекта муниципального
правового акта о внесении изменений в устав;
6.
сведения об
опубликовании решения представительного органа о проведении публичных слушаний,
с указанием даты, места и времени их проведения, а также результатах публичных
слушаний, кроме случаев, предусмотренных пунктом 1 части 3 статьи 28
Федерального закона № 131-Ф3;
7.
выписку из протокола
заседания представительного органа муниципального образования о принятии
муниципального правового акта о внесении изменений в устав;
8.
протокол
публичных слушаний по проекту муниципального правового акта о внесении
изменений в устав;
9.
сведения об
источниках и о датах официального опубликования
порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении
изменений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в
его обсуждении в случае, если это установлено частью 4 статьи 44 Федерального
закона № 131-ФЗ.