«Обзор типичных нарушений, выявленных Главным управлением Минюста России по Москве при осуществлении государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы внутригородских муниципальных образований города Москвы в 2017 году»
В соответствии с подпунктом 23 пункта 6 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 25 «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации», в компетенцию Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве входит осуществление в установленном порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы.
Процедура государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнени в уставы муниципальных образований регламентируется следующими нормативными правовыми актами:
- Федеральным законом от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»;
- Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.07.2017 № 122 «Об утверждении Положения о порядке ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включенных в него»;
- приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.02.2017 № 9 «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению территориальными органами Минюста России государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований»;
- иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 6 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) и частью 7 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (далее - Федеральный закон № 97-ФЗ), основаниями для отказа в государственной регистрации муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений являются:
- противоречие устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации;
- нарушение установленного Федеральным законом № 131-Ф3 порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав;
- наличие в уставе, муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав коррупциогенных факторов.
Анализ практики государственной регистрации муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований выявил типичные нарушения действующего законодательства, послужившие основаниями для отказа в государственной регистрации:
- нарушение порядка принятия муниципального правового акта о внесении изменений в Устав муниципального образования;
- несоответствие перечня вопросов местного значения, закрепленного в Уставах, перечню вопросов местного значения, установленному статьей 8 Закона города Москвы от 06.11.2002 № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве».
Типичными нарушениями установленного порядка принятия муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы являются:
- в нарушение требований части 4 статьи 44 Федерального закона № 131-Ф3 проект муниципального правового акта о внесении изменений в устав опубликовывается менее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, также отсутствует одновременное опубликование порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта и порядка участия граждан в его обсуждении;
- несоблюдение требований части 5 статьи 44 Федерального закона № 131-Ф3 о кворуме при принятии муниципального правового акта.
Также, в муниципальных актах о внесении изменений в уставы, представляемых на государственную регистрацию, выявлено нарушение правил юридической техники:
- имеет место дублирование некоторых положений, нелогичная нумерация статей устава, ссылка на несуществующие положения устава;
- допускаются лингвистические, пунктуационные ошибки;
- в ряде случаев не согласованны окончания, отсутствуют логичность и последовательность изложения положений, закрепленных в уставе, муниципальном правовом акте.
Помимо этого, допускаются следующие нарушения федерального законодательства:
- несоблюдение требований части 1 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ, согласно которым Устав, муниципальный правовой акт муниципального образования направляется главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия;
- не соблюдается установленный статьей 5 Федерального закона № 97-ФЗ 10-дневный срок направления сведений об официальном опубликовании (обнародовании) муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования после государственной регистрации.
Кроме того, обращаем внимание, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона № 97-ФЗ с 09.01.2017 изменился комплект документов, представляемый на государственную регистрацию муниципального правового акта:
1. для государственной регистрации устава муниципального образования представляются:
1.1. заявление главы муниципального образования о регистрации устава муниципального образования;
1.2. устав муниципального образования, решение представительного органа муниципального образования о принятии устава муниципального образования в двух экземплярах, а также на магнитном носителе;
1.3. протокол (выписка из протокола) заседания представительного органа муниципального образования о принятии устава;
1.4. протокол публичных слушаний по проекту устава муниципального образования;
1.5. сведения об источниках и о датах официального опубликования проекта устава муниципального образования;
1.6. сведения об опубликовании решения о проведении публичных слушаний по проекту устава, с указанием даты, места и времени их проведения с одновременным опубликованием установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту устава, а также порядка участия граждан в его обсуждении;
1.7. сведения о результатах публичных слушаний по проекту устава муниципального образования
2. для регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в регистрирующий орган направляются:
2.1. заявление главы муниципального образования о регистрации муниципального правового акта о внесении изменений в устав;
2.2. решение представительного органа муниципального образования о внесении изменений в устав в двух экземплярах, а также на магнитном носителе;
2.3. сведения об источниках и о датах официального опубликования проекта муниципального правового акта о внесении изменений в устав;
2.4. сведения об опубликовании решения представительного органа о проведении публичных слушаний, с указанием даты, места и времени их проведения, а также результатах публичных слушаний, кроме случаев, предусмотренных пунктом 1 части 3 статьи 28 Федерального закона № 131-Ф3;
2.5. протокол (выписка из протокола) заседания представительного органа муниципального образования о принятии муниципального правового актао внесении изменений в устав;
2.6. протокол публичных слушаний по проекту муниципального правового акта о внесении изменений в устав;
2.7. сведения об источниках и о датах официального опубликования порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если это установлено частью 4 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ.
Документы представляются с пронумерованными и прошитыми страницами, скрепленными печатью представительного органа муниципального образования.
Представление новой редакции положений устава муниципального образования с внесенными в него изменениями не требуется.
Указанные комплекты документов направляются главой муниципального образования в Главное управление Минюста России по Москве в течение 15 дней со дня принятия муниципального правового акта.
Помимо этого, Федеральным законом № 131-ФЗ установлен срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации. Согласно части 9 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев.».