Вы здесь

Обзор типичных нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации

Обзор типичных нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации, выявленных Главным управлением Минюста России по Москве в 2020 году при осуществлении контрольно-надзорных функций в сфере деятельности некоммерческих организаций, общественных объединений, религиозных организаций

В ходе осуществления Главным управлением Минюста России по Москве контроля (надзора) за деятельностью общественных объединений, религиозных организаций выявлено, что организации допускают следующие типичные нарушения законодательства.

1. В нарушение пунктов 1 и 3 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон «О некоммерческих организациях») некоммерческие организации, в том числе религиозные организации, осуществляют виды деятельности не соответствующие целям, предусмотренным их уставами.

2. В нарушение пункта 1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, осуществляющие приносящую доход деятельность, не ведут раздельный бухгалтерский учет.

3. В нарушение требований статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», абзаца 7 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон «Об общественных объединениях»), пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон «О защите прав юридических лиц»), организации не представляют или представляют в неполном объеме, либо с нарушением установленного срока документы для проведения проверки.

4. В нарушение требований Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», вступившего в силу 01.09.2014, наименования некоммерческих организаций, а также положения их учредительных документов, не приводятся в соответствие с действующим законодательством при первом внесении изменений в их учредительные документы.

5. В нарушение пункта 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», общественные объединения, созданные в организационно-правовой форме фонд, не проводят ежегодный аудит.

6. В нарушение пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» благотворительными организациями не исполняется обязанность по ежегодному представлению отчета о своей деятельности.

7. В нарушение пункта 4 статьи 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях», части 2 статьи 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» некоммерческие организации используют на бланках и печатях символику, описание которой не содержится в их уставах.

8. В нарушение пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», подпункта «а» пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее – Федеральный закон «О политических партиях») организациями не соблюдаются положения собственных уставов:

  • не соблюдается периодичность проведения заседаний руководящих и контрольно-ревизионных органов;
  • не ведется учет членов;
  • на заседаниях органов управления рассматриваются вопросы, не соответствующие компетенции указанных органов.

 

9. В нарушение пункта 6 статьи 23 Федерального закона «О политических партиях» члены отделений политических партий, постоянно проживающие на территориях субъектов Российской Федерации, где созданы региональные отделения, не состоят на учете в отделениях.

10. В нарушение абзаца 3 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественными объединениями не публикуются ежегодные отчеты об использовании имущества и не обеспечивается доступность ознакомления с указанными отчетами.

11. В нарушение требований пункта 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», части 2 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» организации не исполняют обязанность по информированию органа, принявшего решение о государственной регистрации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» (сведений об адресе, о лице, имеющем право действовать без доверенности), в течение трех дней с момента таких изменений, и не представляют документы, необходимые для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ).

12. В нарушение пункта 8.1 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ  «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях») религиозными организациями нередко нарушаются положения собственного устава и Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Так, религиозными организациями не соблюдается периодичность проведения собраний своих коллегиальных органов, а также порядок переизбрания (назначения) указанных органов и должностных лиц на новый срок в связи с истечением срока их полномочий, предусмотренного уставом религиозной организации.

13. В нарушение требований подпункта «п» пункта 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» в ЕГРЮЛ нередко отсутствуют сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, при этом коды деятельности должны соответствовать видам (формам) деятельности религиозной организации, предусмотренными ее уставом, а также соответствовать целям создания и деятельности религиозной организации.

14. В нарушение требований пункта 3 статьи 17 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации при осуществлении своей деятельности нередко используют сокращенное (неполное) наименование на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в социальных сетях, а также на религиозной литературе, выпускаемой (распространяемой) религиозной организацией.

Кроме того, осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования, в том числе выпуск или распространение в рамках миссионерской деятельности литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без маркировки или с неполной либо заведомо ложной маркировкой, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена пунктом 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

15. Подпунктом 1 пункта 1 статьи 161 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сделки юридических лиц между собой должны совершаться в простой письменной форме. Вместе с тем при осуществлении проверок деятельности религиозных организаций нередко выявляются случаи получения религиозными организациями пожертвований от юридических лиц без соблюдения вышеуказанных требований действующего законодательства.

16. В ходе осуществления текущего контроля, в том числе анализа отчетов некоммерческих организаций, установлены следующие типичные нарушения законодательства:

  • анализы отчетов, проведенных Главным управлением, устанавливают факт представления некоммерческими организациями нескольких одинаковых сообщений о персональном составе руководящих органов за один и тот же отчетный период. Обращается внимание представителей некоммерческих организаций, что сообщения, отчеты о персональном составе организаций представляются в территориальные органы юстиции однократно и ежегодно до 15 апреля года, следующего за отчетным;
  • искажение наименования организаций или указание его сокращенного наименования в формах отчетов, где требуется указание полного наименования некоммерческой организации;
  • указание в отчетах некоммерческих организаций сведений об адресе, о руководителе, не совпадающих со сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ;
  • представленных отчетов о деятельности организаций в не прошитом, не пронумерованном и не скрепленном на обороте подписью заявителя виде.
24 марта 2021 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).